карта сайта

Министерство по налогам и сборам РБ  
     
Налоговые органы Республики Беларусь
Инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г.Минску
Новости
Проверки, проводимые налоговыми органами
Справочная информация
Налогообложение плательщиков
Формы налоговых деклараций (расчетов), документов, сведений
Архив документов
Документы
Отраслевой комитет ОО «БРСМ» МНС
РФСК «Налоговик»
Совершенствование бизнес-климата
Лучший плательщик налогов, сборов
Лепшы прадпрымальнiк 2011 года
Общественные объединения в налоговых органах
Комментарии
Разъяснения и письма
Прямые линии, конференции
Публикации и репортажи
Одно окно, административные процедуры и обращения граждан и юридических лиц
Консультативный совет
Taxes, levies (duties) payable in the Republic of Belarus in 2013
Электронное декларирование
Таможенный союз (the Customs Union)
Телефоны тематических линий по вопросам разъяснения налогового законодательства
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, выполнение которых проверяется налоговыми органами при осуществлении контроля
Типичные нарушения законодательства, выявляемые при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности
Максимальные розничные цены на сигареты с фильтром
Декларирование доходов и имущества
Закон США «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам» (Foreign Accounts Tax Compliance Act – FATCA)
Игорный бизнес
Международное сотрудничество
Общественное обсуждение проектов актов законодательства
Азбука безопасности
Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере
Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием

Электронное обращение

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 года № 312 «О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»


11 июля 2012 года Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подписан Указ № 312 «О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ № 312), подготовленный в соответствии с Планом мероприятий по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствие с Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон).

Указ содержит переходные нормы, направленные на сохранение условий применения льготы по налогу на прибыль, направленную на финансирование капитальных вложений, недопущение недопоступлений доходов бюджета по налогу на игорный бизнес, предоставление субъектам хозяйствования, осуществляющим туристическую деятельность, возможности применения упрощенной системы налогообложения в 2012 году, а также вносит ряд изменений в некоторые указы.

Рассмотрим подробнее вопросы налогообложения.

Налог на прибыль.

Напомним, что содержавшаяся в действовавшей до 1 января 2012 года редакции статьи 140 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс) льгота по налогу на прибыль в отношении прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, отменена с 1 января 2012 года на основании Закона. Применение указанной льготы сопровождалось необходимостью соблюдения определенных условий, оговоренных этой же статьей (причем некоторые условия должны были соблюдаться на протяжении двухлетнего периода с даты приобретения (строительства, сооружения, создания) объектов основных средств или даты окончания работ по реконструкции, модернизации объектов основных средств и объектов незавершенного строительства), которые с 1 января 2012 года также были отменены.

В результате условия применения льготы стали не одинаковыми для всех плательщиков.

Данное несоответствие урегулировано Указом № 312, в соответствии с которым для организаций, воспользовавшихся этой налоговой льготой до 1 января 2012 года, сохранены ранее установленные условия применения льготы, т.е. оговоренные в пункте 4 статьи 140 редакции Кодекса, действовавшей до 1 января 2012 года.

Так, подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 312 установлено, что налог на прибыль, не плаченный в связи с применением вышеуказанной льготы, подлежит внесению плательщиком в бюджет с уплатой пени в случае, если в течение двух лет с даты приобретения (строительства, сооружения, создания) объектов основных средств или даты окончания работ по реконструкции, модернизации объектов основных средств и объектов незавершенного строительства, по которым было применено освобождение от налогообложения, такие объекты полностью или частично: не введены в эксплуатацию; реализованы; ликвидированы (за исключением чрезвычайных обстоятельств); переданы безвозмездно (за исключением передачи в пределах одного собственника); переданы в безвозмездное пользование; переданы по разделительному балансу юридическому лицу, образованному в процессе реорганизации юридического лица, применявшего освобождение, в форме выделения или разделения. При этом начисление пени производится за период со дня официального опубликования Указа № 312 и по день уплаты налога на прибыль включительно.

Также в подпункте 1.1 пункта 1 Указа № 312 оговорен порядок определения даты приобретения (строительства, сооружения, создания) объектов основных средств, даты окончания работ по реконструкции, модернизации объектов основных средств и объектов незавершенного строительства, а также порядок определения подлежащей внесению в бюджет суммы налога на прибыль в случаях, когда обстоятельства, ограничивающие применение льготы, возникли в отношении не всего объекта основных средств или объекта незавершенного строительства, а в отношении их части. Данный порядок также аналогичен порядку, установленному до 1 января 2012 года в пункте 4 статьи 140 Кодекса.

Отдельно Указом № 312 оговорено, что вышеприведенные условия применения льготы не применяются при передаче участниками либо собственниками имущества юридических лиц, приобретших с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. путем реорганизации, покупки, безвозмездной передачи предприятий как имущественных комплексов сельскохозяйственных организаций, этим юридическим лицам техники и запасных частей к ней, зданий и сооружений специализированных сельскохозяйственного назначения в течение двух лет с даты их приобретения.

С 1 января 2012 года расширен перечень видов услуг организаций, прибыль которых от оказания этих услуг освобождается от налога на прибыль в течение трех лет с начала осуществления этой деятельности на туристических объектах, введенных в эксплуатацию начиная с 2006 года, по перечню таких объектов, утверждаемому Президентом Республики Беларусь (подпункт 1.11 статьи 140 Кодекса). Т.е., начиная с 2012 года это не только прибыль организаций от услуг, оказываемых гостиницами, но также и прибыль от оказываемых физкультурно-оздоровительными, туристическими, туристско-гостиничными и горнолыжными комплексами, домами охотников и (или) рыболовов мотелями, кемпингами услуг по размещению туристов.

Перечень туристических объектов, вводимых в эксплуатацию начиная с 2006 года, на территории которых освобождается от налогообложения прибыль организаций, полученная от оказания услуг гостиницами в течение трех лет с начала осуществления данной деятельности, приведен в приложении 3 к Указу Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» (далее – Указ № 371) насчитывал 41 объект. Указом № 312 данный перечень существенно изменен за счет включения в него 24 новых объектов и исключения 20 объектов, не использующих льготу по налогу на прибыль.

Таким образом, вновь включенные в перечень объекты смогут воспользоваться льготой по налогу на прибыль по результатам деятельности за 2012 год.

Налог на добавленную стоимость.

Согласно подпункту 1.2 пункта 1 Указа № 312 объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг (работ), оказываемых (выполняемых) органами внутренних дел Республики Беларусь (их подразделениями).

То есть, обороты по реализации услуг (работ), выполняемые органами внутренних дел Республики Беларусь (их подразделениями) не облагаются НДС и не подлежат отражению в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость (далее – декларация по НДС).

Необходимо отметить, что платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами и подразделениями внутренних дел Республики Беларусь, до 2012 года освобождались от НДС в соответствии с подпунктом 1.13 пункта 1 статьи 94 Кодекса, а обороты по их реализации подлежали отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС.

Учитывая, что положения Указа № 312 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2012 г., органы внутренних дел Республики Беларусь (их подразделения) имеют право воспользоваться данной преференцией в отношении услуг (работ), оказание (выполнение) которых в соответствии с первичными учетными документами приходилось на период с 01.01.2012.

Корректировка излишне предъявленных сумм НДС покупателям работ (услуг) – плательщикам в Республике Беларусь*, производится в порядке, установленном пунктом 8 статьи 105 Кодекса, а изменения в декларацию по НДС вносятся в порядке, установленном пунктом 7 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 15.11.2012 № 82 (с изменениями и дополнениями, далее - Инструкция).

* Важно: к «покупателям работ (услуг) – плательщикам в Республике Беларусь» относятся плательщики, указанные в статье 90 НК, к категории которых не относятся физические лица.

В отношении стоимости услуг, сформированных с учетом НДС, оказанных физическим лицам, с которыми отсутствует обязанность составления актов сверки расчетов, также возможно применение преференции по НДС. При этом полная стоимость услуг (работ) (с НДС) исключается из строки 1 «По операциям, облагаемым по ставке 20/120» раздела I декларации по НДС.

Подпунктом 2.3 Указа № 312 в Указ № 371 внесены изменения, согласно которым перечень туристических услуг по организации путешествий туристов в пределах Республики Беларусь, обороты по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется не только в отношении иностранных, но и белорусских туристов.

Обращаем внимание, что до вступления в силу Указа № 312 действовали 2 перечня, утвержденные Указом № 371:

1. «Перечень туристических услуг по организации путешествий иностранных туристов в пределах Республики Беларусь, обороты по реализации которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость», который применялся только в отношении иностранных туристов;

2. «Перечень туристических услуг по организации на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания, обороты по реализации которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость», который применялся как в отношении иностранных, так и белорусских туристов.

Указом № 312 утверждены новые перечни (приложения 1 и 2 к Указу № 312):

1. «Перечень туристических услуг по организации путешествий туристов в пределах Республики Беларусь, обороты по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость» (далее – Перечень 1);

2. «Перечень туристических услуг по организации на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания, обороты по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость» (далее – Перечень 2).

Действие новых перечней распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2012, т.е. момент фактической реализации которых (день оказания туристических услуг) наступил с 01.01.2012.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 100 Кодекса днем оказания туристических услуг признается выбранный плательщиком порядок определения дня оказания туристических услуг, отражаемый в учетной политике, и определяемый как день заключения участниками договора оказания туристических услуг либо последний день тура.

Перечень 1 по сравнению с предыдущим расширен и детализирован, дополнен следующими освобождаемыми от НДС видами услуг:

- услуги турагентов и туроператоров по организации комплексного туристического обслуживания,

- услуги по организации культурно-зрелищных мероприятий в соответствии с программой туристического путешествия,

- услуги туристические информационные,

- услуги по бронированию и (или) продаже мест в транспортных средствах, ресторанах, местах временного проживания, прокату автомобилей,

- услуги по оформлению выездных документов на маршруты туристического путешествия по зарубежным странам (услуги визовой поддержки, услуги по доставке документов в консульские учреждения, услуги по медицинскому страхованию туристов),

- услуги по организации встреч туристов в аэропорту, включая бронирование VIP-зала, услуги сопровождающего лица,

- услуги по организации охоты и рыбалки.

Перечень 2 конкретизирован и включает следующие льготируемые услуги:

- услуги по подготовке, организации и проведению экскурсий, - услуги по организации и обеспечению питанием экскурсантов,

- услуги по организации перевозок экскурсантов различными видами транспорта.

В отношении исключенных из Перечня 2 услуг гидов переводчиков освобождение от НДС применяется на основании подпункта 1.31 пункта 1 статьи 94 Кодекса.

Плательщикам, оказавшим туристические услуги белорусским туристам с 01.01.2012, в стоимость которых был включен НДС, т.е. с применением общего порядка налогообложения, и желающим применить освобождение, следует обратить внимание на порядок применения освобождения и корректировку оборотов, отраженных в декларации по НДС.

Корректировка излишне предъявленных сумм НДС покупателям работ (услуг) – плательщикам в Республике Беларусь, производится в порядке, установленном пунктом 8 статьи 105 НК, а изменения в декларацию по НДС вносятся в порядке, установленном пунктом 7 Инструкции.

В отношении стоимости услуг, сформированных с учетом НДС, оказанных туристам - физическим лицам, также возможно применение освобождения – их полная стоимость (с НДС) переносится из строки 1 «По операциям, облагаемым по ставке 20/120» в строку 8 «По операциям освобождаемым от НДС» раздела I декларации по НДС.

Для плательщиков, принявших решение о применении в отношении оказанных туристических услуг с 01.01.2012 освобождения от НДС, следует обратить внимание на необходимость распределения общей суммы «входного» НДС (за исключением сумм НДС по основным средствам и нематериальным активам) путем включения в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в доле, приходящейся на освобождаемые от НДС обороты (пункты 2 и 3 статьи 106 Кодекса).

Подпунктом 2.15 Указа № 312 внесены изменения в положения Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. № 145 «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации».

Исключение подпунктов 2.1-2.3 связано с тем, что указанные в этих подпунктах нормы включены с 01.01.2012 в положения подпунктов 2.5.3, 2.12.8 пункта 2 статьи 93 Кодекса, подпунктов 1.7, 1.7-1, 1.7-2 и 1.7-3 пункта 1 статьи 94 Кодекса, что не меняет действующий с 1 июля 2011 года порядок налогообложения.

Подпунктом 2.17 Указа № 312 внесены изменения в пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 358 «О стимулировании реализации товаров» (далее – Указ № 358), касающегося освобождения от налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами, товаров, ввозимых в Республику Беларусь с 1 апреля 2011 г. по 31 декабря 2013 г. лицами, обладающими статусом уполномоченного экономического оператора и включенными в реестр владельцев таможенных складов и (или) в реестр владельцев складов временного хранения, при соблюдении условий, установленных этим Указом. Ранее данные нормы содержались в подпункте 1.4 пункта 1 Указа № 358 и с 01.01.2012 не изменились.

Исключение из Указа № 358 положений, касающихся:

- освобождения от НДС оборотов по реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, работ (услуг), связанных с участием белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в международных конференциях, форумах, симпозиумах, конгрессах, в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в иностранных государствах;

- осуществления вычета в полном объеме суммы НДС по товарам, отгруженным с 1 апреля 2011 г. покупателям - иностранным организациям с мест хранения на территории иностранных государств, если такие товары вывезены с территории Республики Беларусь в таможенной процедуре экспорта и договоры заключены белорусской организацией и (или) белорусским индивидуальным предпринимателем с покупателями - иностранными организациями после вывоза товаров с территории Республики Беларусь, связано с включением данных норм с 2012 года в положения Кодекса – подпункт 1.46 пункта 1 статьи 94 НК и подпункт 23.6 пункта 23 статьи 107 Кодекса соответственно.

Экологический налог.

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 Указа объектами налогообложения экологическим налогом не признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и нестационарных источников выбросов, по которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при общих объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к Кодексу, в пределах значений, установленных в абзацах четвертом-седьмом пункта 2 статьи 205 Кодекса.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 205 Кодекса с 1 января 2012 года объектами налогообложения экологическим налогом не признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов при объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к Кодексу:

первого класса опасности - менее 0,001 тонны в год;

второго класса опасности – менее 0,1 тонны в год;

третьего класса опасности и веществ, для которых не определены классы опасности - менее 0,2 тонны в год;

четвертого класса опасности – менее 0,5 тонны в год.

До 1 января 2012 года объектами налогообложения экологическим налогом не признавались также выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Т.е. выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов, а также выбросы от нестационарных источников с 1 января 2012 года облагаются экологическим налогом.

Вместе с тем, Кодексом установлены минимальные значения выбросов по каждому загрязняющему веществу в зависимости от класса опасности, в пределах которых эти выбросы не признаются объектом налогообложения экологическим налогом, только для стационарных источников. Применение указанных минимальных значений в отношении нестационарных источников выбросов Кодексом не предусмотрено. В этой связи для обеспечения сопоставимых условий налогообложения как для стационарных, так и для нестационарных источников выбросов загрязняющих веществ, и исключения обязанности уплаты экологического налога плательщиками, производящими незначительные объемы выбросов в атмосферный воздух от нестационарных источников, Указом закреплена норма о применении установленных Кодексом минимальных значений выбросов для всех источников выбросов в совокупности.

Налог при упрощенной системе налогообложения.

Подпунктом 1.6 пункта 1 Указа установлена дата включения сумм возмещаемых арендодателю (лизингодателю) расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж), в состав выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы налога при упрощенной системе налогообложения при сдаче имущества в аренду (лизинг). Так, с даты официального опубликования Указа для всех плательщиков (в том числе для организаций, ведущих бухгалтерский учет и определяющих выручку «по начислению») такой датой является дата поступления арендодателю (лизингодателю) возмещения этих расходов (в том числе в натуральной форме) либо дата иного прекращения обязательства.

Подпункт 1.7 пункта 1 Указа регулирует порядок реализации права на применение упрощенной системы налогообложения в 2012 году организациями и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют туристическую деятельность и прошли государственную регистрацию до 2012 года. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют право на применение упрощенной системы налогообложения с 1 января 2012 года, если выполняются два условия:

1. в течение 20 рабочих дней со дня официального опубликования Указа ими будет подано в налоговые органы по месту постановки на учет уведомление с указанием информации, определенной частью первой настоящего подпункта Указа (организации, прошедшие государственную регистрацию с 1 октября 2011 года до 1 января 2012 года, - информации о выбранной налоговой базе (базах); организации, прошедшие государственную регистрацию до 1 октября 2011 года - информации о выбранной налоговой базе (базах), а также о размере валовой выручки за первые девять месяцев 2011 года и численности работников организации в среднем за этот период, которые должны соответствовать условиям применения упрощенной системы налогообложения, установленным в пункте 1 статьи 286 Налогового кодекса);

2. соблюдены требования, установленные частью второй настоящего подпункта Указа (непревышение предусмотренных в подпунктах 6.1 и 6.2 пункта 6 статьи 286 Налогового кодекса численности работников организации в среднем за период с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года и размера валовой выручки, исчисляемой нарастающим итогом за этот период, а для организаций и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию с 1 октября 2011 года до 1 января 2012 года – также численности работников организации в среднем за 2011 год и размера валовой выручки нарастающим итогом за 2011 год).

 
 

© 2005
Министерство по налогам и сборам
Республики Беларусь

Разработано
в студии Pixelhead